Новая школа
Меню сайта

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Форекс. Forex. Дилинговый центр FOREX MMCIS group

    Детский отдых
    ; Электронные книги-основа
    Главная » 2009 » Июнь » 8 » Выработка навыков каллиграфического письма у детей шестилетнего возраста или в первом классе четырехлетней школы.
    14:49
    Выработка навыков каллиграфического письма у детей шестилетнего возраста или в первом классе четырехлетней школы.

      С 2002-2003 учебного года я провожу эксперимент – уроки письма в первом классе (шестилеток) карандашом. У ребенка-шестилетки, как бы хорошо он ни был развит физически и здоров, мышцы рук и пальцев еще развиты недостаточно. Писать ручкой ему трудно. Из-за этого во время письма ручкой ребенок не может работать творчески. Поэтому, поговорив с администрацией школы, инспектором Управления образования, поставив в известность родителей детей, я получила добро на эксперимент. В работе использую опыт Е.Потаповой, развиваю и опираюсь на тактильную память детей. Для этого я изготовила карточки всех букв для каждого ребенка. С первого дня обучения дети начали писать карандашом. На парте у детей чинка и резинка. При изучении буквы ребенок смотрит на образец буквы на демонстрационной карточке, слушает объяснение учителя на доске, затем обводит букву пальчиком по карточке, запоминая начертания буквы, смотрит на образец буквы в тетради и только потом начинает писать букву. Для каждой буквы я заготовила специальное объяснение. Строится оно в основе на сетке вспомогательных линий. Хотелось бы видеть в будущем тетрадь с частой разлиновкой рабочей строки.
      На основе такой разлиновки я разработала написание всех букв. Прежде чем написать какую-то букву, мы проводим вспомогательные линии и только потом пишем по ним букву. Одним детям достаточно написать 2-3 буквы по вспомогательной линии, другим – надо написать 1-2 строки для того, чтобы хорошо усвоить интервалы между элементами и наклон буквы. Если сразу не получается, я разрешаю вытереть неправильно написанный элемент или букву и написать вновь. Так дети приучаются находить свою ошибку. Так ребенок работает творчески. Он работает над буквой до тех пор, пока не получится правильно. Имея сетку рабочей строки, мы избежали бы работы по проведению вспомогательных линий. Это облегчило бы работу и детям и учителю.
      В течении года мы пишем карандашом до тех пор, пока я не почувствую, что у данного ребенка достаточно развита мускульная и двигательная система пальцев руки и у него с первого раза правильно получается буква, движения руки четкие, легкие. Затем, советую ребенку дома, в спокойной обстановке, не спеша, попробовать написать изученные буквы ручкой и принести показать мне. Когда дети уже достаточно хорошо освоили письмо карандашом, довожу до сведения детей, что некоторые из них уже готовы перейти на письмо ручкой. И я буду переводить на письмо ручкой только тех детей, у кого сразу получается письмо новых букв карандашом и уже нет вытираний в работах. Так я приучаю детей внимательно работать на уроке, красиво и грамотно писать, не прибегая к исправлениям. И не надо бояться, что дети привыкли к вытиранию в тетради и теперь у них развить невнимание. Нет! Наоборот. Ребенок работал творчески над каждым элементом, буквой, словом. Все мы знаем, как трудно детям писать элементы, буквы, а тем более, правильно соединять их в слова. И поэтому на первом этапе работы я разрешила детям подтирать неправильно написанный элемент, соединение или букву. Для этого я нацелила детей на то, что написанная работа без подтирок – это превосходно! И этому ребенку можно писать ручкой. Но, если работа выполнена правильно, но были подтирки – это значит, что ребенок еще не приобрел достаточного навыка письма и оценивается как хорошо выполненная работа. Но ручкой этому ребенку писать еще рано. Он продолжает писать карандашом. Видели бы вы глаза ребенка, которому разрешили писать ручкой. Это столько гордости, радости и тут же максимум ответственности. Ручкой ужу ошибаться в тетради нельзя. Здесь уже работают и внимание, и ответственность, и доверие. В конце первого семестра я перевела на письмо ручкой 6 человек, но двоих пришлось вернуть на карандаш, так как появились ошибки в работе. Здесь сыграло свою роль зазнайство и ослабление ответственности. Когда перевела дете й на карандаш, это вызвало огорчение, стыд, но и обязало их и других детей быть более внимательными и ответственными. В начале второго семестра претендентов на письмо ручкой уже более десяти человек, но из-за мелких недочетов писать ручкой пока не даю. Некоторые дети красиво и правильно пишут при списывании, но испытывают затруднение в грамотном письме под диктовку. Этим детям ручку пока не даю, чтобы избежать ненужных исправлений, а это слезы детей и огорчения. Особенно много ошибок возникает при изучении ётированных букв. Звучание этих букв двойными звуками и приводит детей к ошибкам. И пока дети не приобретут навыки грамотного письма, перевод на письмо ручкой задержится.
      В дальнейшем, когда начнется творческое, самостоятельное письмо, где ребенок должен применять свои знания и навыки письма, я буду при проверке работ только указывать на ошибки, но не исправлять их. Для самых слабых детей я буду подчеркивать зеленой пастой это место. Среднему ученику – на строке, где допущена ошибка, на поля вынесу «палочку» для того, чтобы он нашел свою ошибку. Для сильных – в конце работы карандашом пишу количество ошибок. Ребенок, получая тетрадь, исправляет ошибки. Это его работа над ошибками. И только потом, когда я вновь беру тетрадь, просматриваю предыдущую работу, выставляю оценку. И, в зависимости от того, как выполнена работа над ошибками, я снижаю оценку на 1-2 балла. Ребенок, допустивший одну ошибку, аккуратно исправивший (предварительно найденную им) ошибку, может получить и 10 баллов.
      Вся моя работа направлена на то, чтобы выработать навыки грамотного письма. И при этом избежать неудовлетворительных оценок. Мы, учителя, знаем, как негативно влияет на детей тетрадь вся в красных исправлениях и ещё с двойкой. Есть ли у ребенка желание писать в этой тетради хорошо и грамотно? Конечно, нет! Первое желание ребенка спрятать её куда-нибудь подальше и никому не показывать! А уж работать над ошибками и тем более! Поэтому, чтобы избежать лишних волнений, слез, нежелания учиться я и пришла к такому эксперименту, Да и ребенок, который ошибся случайно, не будет наказан оценкой. И внимание на уроке мы не потеряем. Ребенок будет с удовольствием, без страха за плохую оценку, внимательно работать.
      Да, такая работа забирает много сил, времени и здоровья учителя. Поэтому я предлагаю учителю начальных классов уменьшить недельную нагрузку на ставку до количества часов основных предметов, т.е. до 12 часов в неделю. Остальные предметы: труд, рисование, физкультуру, музыку передать специалистам. Учитель начальных классов не в состоянии дать все эти предметы на высоком профессиональном уровне. А освободившееся время учитель может использовать для творческой работы по основным предметам. Не секрет ни для кого, что основа знаний, фундамент всех наук закладывается в начальных классах. И от того каким он будет в начальном звене, зависит и дальнейшее обучение ребенка в школе, в ВУЗе и, в итоге, его работа на благо общества
     

    Снитко Александроа Григорьевна, учитель начальной школы Горловской ОШ №1 



    Просмотров: 1441 | Добавил: Larisa | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1  
    Прочитала, сидя за компьютером в Минске. Расплакалась от огорчения. Если я оставлю только основные предметы, моя зарплата будет равняться 50 долларам США. Вот тебе и "письмо карандашом"!

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2017