Новая школа
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
Общие вопросы образования [3]
Начальная школа [2]
Языки и литература [1]
Математика [3]
Иностранные языки [3]
География, экономика, природоведение [5]
Физическая культура, защита Отечества [0]
Внеклассная работа, классное руководство. [3]

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Форекс. Forex. Дилинговый центр FOREX MMCIS group

    Детский отдых
    ; Электронные книги-основа
    Главная » Статьи » Общие вопросы образования

    Методы активации познавательной учебной деятельности учащихся.

     

         Рядом со смысловым компонентом в обучении , не менее важным является процессуальная составляющая учебного процесса. Речь идет о привлечении учащихся к активной деятельности в процессе усвоения знаний. Принцип активности учащихся  остается главным в педагогике. Этот принцип предусматривает высокое качество и высокий уровень мотивации учебной деятельности.

         Наибольший активизирующий эффект дают ситуации, в которых учащиеся:

    - самостоятельно объясняют окружающие явления и предметы;

    - отстаивают свое мнение;

    - берут участие в дискуссиях и обсуждениях;

    - ставят вопросы своим товарищам;

    - рецензируют ответы своих товарищей;

    - оценивают ответы и письменные работы одноклассников;

    - объясняют другим непонятные понятия, явления и процессы;

    - самостоятельно выбирают посильные для собственного исполнения задания;

    - занимаются самопроверкой, анализируют собственные учебные действия;

    - находят несколько решений учебных задач.

         Дискуссия – одна из технологий интерактивного обучения. Она предполагает обсуждение, спор, которые возникают и решаются в процессе общения. Технология учебной дискуссии состоит в коллективном обсуждении вопроса, проблемы, информации, идеи, мысли, предложения. Цель дискуссии – обучение, тренинг, диагностика.

         Могут быть следующие виды дискуссии:

    Дискуссия-диспут.

    Ведущий оглашает тему и предоставляет слово желающим. Ход диспута частично определяется ведущим, но, в основном, имеет эмоциональную окраску.

    Конференция.

    Вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряет сообщение. Для конференции характерно спокойное обсуждение выдвинутых тезисов.

    Дискуссия-состязание.

    Все участники делятся на команды. Избирается жюри, которое определяет критерии оценивания предложенных решений. Согласуется тема дискуссии и система баллов. В конце проводится коллективное обсуждение вариантов решения предложенных проблем.

    Методика «вопрос-ответ».

    Эта методика – вид простого собеседования. Отличие состоит в том, что используется определенная форма постановки вопроса для собеседования с участниками дискуссии.

    Методика «Обсуждение вслух».

    Методика предусматривает сначала проведение дискуссии в микрогруппах, а потом – общей дискуссии, в ходе которой мнение своей группы сообщает лидер. После этого она обсуждается всеми участниками.

    Методика «Клиники».

    В процессе использования этой методики каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно подав для открытого обсуждения свое видение проблемной ситуации. Решение проблемы оценивается руководителем дискуссии или группой назначенных экспертов.

    Методика «Эстафета».

    Каждый участник, закончив выступление, передает слово тому, кому посчитает нужным.

         Правильно организованная дискуссия проходит следующие стадии развития: ориентация, оценка, консолидация, рефлексивный анализ. Такая дискуссия имеет позитивные последствия, формирует отношение к точкам зрения других участников дискуссии как заслуживающих уважение и понимание.

         Чтобы дискуссия была результативной и успешной, необходимо придерживаться общих принципов дискуссии:

    - равноправные субъекты;

    - позиция «я – хороший, ты - хороший»;

    - позиция  «пойми меня правильно»;

    - истина превыше всего;

    - краткость – сестра таланта;

    - уважение и дружелюбие при высказываниях. 

         Общее стремление учителя и учащихся достичь значимых результатов  позволяет учителю создавать нестандартные уроки, использовать нестандартные приемы.

     

    Литература:

    С.Л. Капирулина, М.В. Сорока  «Все уроки географии. 8 класс» Харьков. Издательская группа «Основа»  2008 г.

     

    Категория: Общие вопросы образования | Добавил: Larisa (23.09.2009)
    Просмотров: 2832 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2017