Причин написания этой статьи несколько, но главная из них – дать учителям географии посильную помощь в разработке заданий, направленных на развитие когнитивного и креативного компонента творческих особенностей учащихся. Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра – попытка детей организовать свой опыт. Это средство коммуникации. Игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивание » личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «Я» в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность усвоения альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя в открытых и полноценных взаимоотношениях. В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за своё поведение, но на нём висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Игра посильна даже слабым ученикам. Находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости дают детям преодолеть стеснительность и благодарно сказываются на результатах обучения. Все игры направлены на внимание, развитие мышления, тренировку памяти, закрепление и обобщение полученных знаний, расширение кругозора. Выполнение этих заданий должно органично входить в структуру урока и занимать не более 10 минут. Географические игры имеет целью помочь проверить знания по географии, а в некоторых случаях углубить и расширить их. Играя, каждый имеет возможность проявить свои способности. Во время игры могут встретиться вопросы, на которые можно ответить правильно, только используя географическую карту, справочник и т.д. «Кто больше знает?». Соревнуются две команды по 3-5 человек. Учитель оглашает тему задания: «Азия». Надо за определенное время написать географические названия, связанные с Азией. Выигрывает команда, написавшая больше всех географических названий. «Рассказ о путешествии». В игре берут участие две команды. Одна команда имеет четные номера, другая – нечетные. Учитель начинает рассказ о своем «путешествии». В самом интересном месте прерывает свой рассказ и предлагает его продолжить кому-нибудь: «Продолжит №5».И так ведется рассказ, пока все номера не примут участие. Выигрывает та команда, которая наиболее интересно и географически правдоподобно ведет рассказ. «Заморочки из бочки». Играют две-три команды. Участники по очереди достают из бочонка шарики русского лото. Помощник учителя читает на каждый номер загадку. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов. «Пирамида». Ведущий называет букву. Все участники игры записывают ее, а потом под ней записывают географические названия, которые начинаются с этой буквы, причем так, чтобы в каждом новом названии было на одну букву больше. На составление «пирамиды» отводится 10-15 мин. Выигрывает тот, у которого «пирамида» будет выше. «Корова». Представитель от группы учащихся показывает без слов задуманное географическое понятие. «Верю-неверю». Учащимся предлагается ответить на вопросы, которые начинаются словами «Верите ли вы в то, что…». «Лови ошибку». Группы учащихся получают карточки, где допущены ошибки в названиях географической номенклатуры, признаках, свойствах и т.д. Выигрывает команда быстрее всех обнаружившая ошибку. «Почемучка». Группы учащихся обмениваются вопросами, которые начинаются со слова «Почему». «Да-нет». Учитель (ученик) загадывает понятие, связанное с изучаемой темой, а ученики пытаются найти ответ, ставя наводящие вопросы. Отвечать следует только «да» или «нет».
Маслова Лариса Кирилловна, учитель географии Горловской ОШ №1