В жизни каждого человека есть переломные моменты, когда
кардинально меняется жизнь. В это время
нужна поддержка окружающих, в первую очередь родных и близких. Один из
таких важных моментов жизни каждого – начало учебы в школе.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и
ответственных моментов в жизни детей. Это очень напряженный период, так как
школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных
непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных
и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости,
гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают
тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения
школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит,
повышаться температура, обостряться хронические заболевания. В этот период у
ребенка может произойти нервный срыв. Что же делать, чтобы избежать этого?
Правила, которые помогут избежать нервных срывов и болезней
первоклассника.
Правило №1. Помните, что ребенок может концентрировать
внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки,
через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу
физическую разрядку.
Можете просто попросить
его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько
минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма.
Можно чередовать письменные задания с устными. Общая
продолжительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило №2. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие
большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.
Правило №3. Больше всего в течение первого года учебы малыш
нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками
и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а
кто-то – нет. Именно в этом у малыша складывается свой собственный взгляд на
себя. И если вы хотите, чтобы из него
вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.
Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по
сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ребенок потеряет веру в
себя.
Делайте:
- Показывайте ребенку, что его любят таким, какой он есть, а
не за его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он
хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на
любые вопросы ребенка.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть
наедине со своим ребенком.
- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только
со своими сверстниками, но и со взрослыми (однако не допускайте панибратства).
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы гордитесь своим ребенком.
- Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
- Всегда говорите ребенку правду, даже если вам это не
выгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший
вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу
разрушения личности.
- Признавайте право ребенка на ошибки.
- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему
взрослые.
- Хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда
будет понятнее, как вести себя с ним.
- Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по
дому, чем-то занимайтесь всей семьей.
- Не теряйте чувство юмора и чувство меры.
Помните! Ребенок учится тому, что видит у себя дома.
Не делайте:
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не
отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать – другими словами не
давайте ему возможность заподозрить, что вас не интересует то, о чем он
говорит.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал,
расстроен.
- Не требуйте слишком много и сразу (для выработки навыков
нужно время).
- Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело
повторяя: «не так, переделай».
- Не говорите ребенку «Нет, она не красная», лучше скажите
«Она синяя».
- Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не
следует этого делать в присутствии других людей.
- Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с
его братом (сестрой), ни с соседями, ни с приятелями…
- При сомнении как
поступить, не торопитесь.
Афендикова Галина Ивановна, психолог Горловской ОШ №1
|